Товарищество передвижных художественных выставок.
XXI век (Санкт-Петербург)

     
 
Главная
Галерея
Статьи
Выставки
Новости
Музыка и стихи
Контакты

 

Статьи

Русский музей Валентины Быковской

очерк биографии

Среди старейших и крупнейших художественных учреждений России Государственный Русский музей известен, прежде всего, как сокровищница русского искусства. Коллекция русского искусства Русского музея не только самая значительная, но и ценнейшая на планете. Содержать эту коллекцию, обеспечивать ее научное сопровождение, сохранность, и, главное, грамотно представлять лучшие образцы искусства, доверено людям особого жизненного уклада.

Авторитет Русского музея держится не только на ценностях своих коллекций. И коллектив прославленного учреждения в целом и отдельные специалисты вносят свой вклад в будущее центра мировой художественной культуры. Если бы можно было свести к некой формуле сложную и ответственную деятельность всего музейного организма, то, скорее всего она была бы выражена ролью солидарного хранителя экспозиции.

В.Быковская (слева) Валентина Константиновна Быковская (род. в 1930г.) занимала эту должность с 1960г., т.е. с тех пор, как был создан сектор солидарного хранения экспозиции. Возглавлял этот сектор известный искусствовед, историк и художник Г.С.Арбузов (1920-1982).

В.А.Пушкарев и Марк Шагал в музее в 1973г. Валентина Константиновна пришла в музей в 1953г, когда директором музея был известнейший в музейном мире человек - В.А.Пушкарев. Василий Алексеевич был не только известным искусствоведом и опытным руководителем. Его чуткость помогала многим в самых трудных ситуациях. Несмотря на огромную занятость - под руководством В.А.Пушкарева и Д.И. Сметанникова происходило соединение флигеля Росси и корпуса Бенуа, реконструкция других залов, проводились всевозможные конференции, каталогизация экспонатов - Василий Алексеевич постоянно вникал в нужды подчиненных.

И молодой сотрудник Валентина Быковская (Зайцева) на себе испытала заботу бывшего фронтовика Пушкарева, позволившего ей, оставшейся без жилья занять на время служебное помещение.

1980г. Солидарность хранения предусматривала совместное ответственное хранение обоих хранителей. Вся огромная экспозиция с 1-го по 120 зал принималась по единому акту на общее материально-ответственное хранение, а в дальнейшей работе с экспозицией один из хранителей мог принять любое ответственное решение с обязательным информированием другого. Подписи каждого были равноценными.

Рабочий день Валентины Быковской начинался с открытия музея. В короткое время совместно с бригадиром музейных служителей совершался обход, проверялись печати и экспонаты, давались распоряжения о допуске посетителей. В течение дня обход совершался еще дважды, при необходимости делалась сверка экспозиции отдельных залов с описью, составлялись и сверялись акты приема и выдачи экспонатов при их выдачах в фонды хранения, на реставрацию, выставки или при возврате экспонатов. В отдельных случаях приходилось дежурить ночью, и такие случаи не были большой редкостью. Даже случайно залетевшая птица или яркий свет в зале были серьезной проблемой. В советские годы в музее часто производилась фото-, теле- и киносъемка, нужно было следить и за софитами, и за исполнителями и эту работу хранитель должен был вести, не оставляя без внимания и другие дела. Также приходилось обеспечивать работу музея при почти постоянной практике допуска художников-копиистов, и, как правило, копировались шедевры. Все это, как и ежедневный осмотр экспонатов с контролем их сохранности иногда приходилось проводить одновременно с консультациями сотрудников других музеев. Контроль проводился одновременно с реставраторами отдельных специальностей.

Совместно осуществлялся надзор за проведением различных работ как непосредственно в залах экспозиции, так и при перемещении, при проведении "конвертования" живописи, графики и т.д.

Получалось, что уровень знаний рос как бы сам собой, хотя все знали - каждый из хранителей сознавал необходимость получения новых и новых знаний.

Первые семь лет (1953-60) Валентина Константиновна работала техническим сотрудником в отделе учета и хранения музея. Без отрыва от работы проходила учеба на факультете теории и истории искусств в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. В 1960г происходила защита диплома под руководством профессора М.В.Доброклонского.

За долгие годы работы в музее В.К.Быковская сумела не только узнать досконально вверенные ей в хранение сокровища, но и познакомиться с современным искусством, часто выставлявшемся в Русском музее - работами Куликова И.С., Курдова В.И., Угарова Б.С., Шевченко А.М., Шевченко Т.А., Стамова В.Г. и других мастеров.

В музейной жизни случались и более неприятные события. Как-то Валентине Константиновне пришлось в одиночку спасать более 300 произведений Союза художников от протечек в помещении музея.

Были и попытки краж из музея, а однажды, в 1983г, под картиной Н.Ге "Тайная вечеря" улегся спать проникший через окно молодой человек.

Немногие, к сожалению, знают о том, что отношения в музее не всегда складываются удобно для всех. После ухода Пушкарева многое изменилось и в музее и в отношениях. Как близкий по духу своему бывшему директору, В.К.Быковская испытала неприязнь нового руководства. Но в памяти осталось все же другое. И, в первую очередь, работа с замечательными людьми и учеными - искусствоведом Г.С.Арбузовым, С.Я.Смирновым, Ю.Н.Дмитриевым. Юрий Николаевич Дмитриев вместе с директором Эрмитажа выступал свидетелем обвинения от СССР на Нюрнбергском процессе. Мстислав Владимирович Фармаковский отвечал за хранение фондов в блокадном городе, под его руководством продолжалась научная работа в труднейшие годы. Мужество этих людей научило ценить верность и дружбу, отличать профессионализм и карьеризм. В трудных условиях мужественно вела себя и Валентина Быковская, когда приходилось защищать от нелепейших обвинений члена фондово-закупочной комиссии музея А.В.Губарева. Через годы обвинение с Александра Васильевича было снято.

Валентина Константиновна проработала в секторе хранения экспозиции со дня его основания в 1960г до ухода на пенсию в 1987г. Но и сегодня Валентина Константиновна полна сил. Среди ее окружения - молодые и известнейшие художники, музейщики, критики, люди разных музейных специальностей. Большую помощь оказывает Валентина Быковская и новому "Товариществу передвижных художественных выставок.XXI век. (Санкт-Петербург)" и всем, кому неравнодушна судьба русского искусства.


Валерий Выборжанин



All right reserved © 2006-2015