Товарищество передвижных художественных выставок.
XXI век (Санкт-Петербург)

     
 
Главная
Галерея
Статьи
Выставки
Новости
Музыка и стихи
Контакты

 

Статьи

Неизвестный Крамской

"… Художник (в идеале) есть служитель
истины путем красоты "
И.Н. Крамской

В художественной жизни 1860-1880-х годов Иван Николаевич Крамской был Живописцем особым, с самостоятельным стилем; идеологом - в рамках передвижничества; философом и критиком, обладающим творческой индивидуальностью и жизненной мудростью.

Я. В. Брук, так определяет дарования и многоплановость Крамского, реализованные в относительно короткий период его жизни: "Без Крамского невозможно представить ни передвижнический реализм, обозначивший вершинные достижения русской живописи второй половины XIX века, ни - шире - всю демократическую художественную культуру Россию." [1], (с.5)

Разработав собственную манеру живописи, построения композиции, колористики - мастер искал новые формы, которым подражали, многие художники. Крамской писал: "Искусство до такой степени заключается в форме, что только от этой формы зависит и идея." [2]. (с.312) Расширив духовную составляющую портретного искусства, он создал диалог зрителя с изображением на холсте. "По общему мнению критики, вывели портретную живопись из глубокого кризиса, …- Василий Перов и Иван Крамской." [3]. (С.9)

Портрет Цесаревича Александра Александровича
Илл.1
Портрет Цесаревича Александра Александровича.
1875 Х. м. (249 х 182 )
Ему позировали известные писатели, артисты, художники, заказывали работы предприниматели, аристократы, но его работы в жанре Парадного портрета крайне редко упоминаются, не исследуются и не заслуженно забыты, а их местонахождение часто неизвестно. В процессе работы над заказными - парадными портретами Крамской имел возможность видеть подлинные работы русских и западных мастеров: "При этом он смог близко познакомиться с лучшими достижениями русского портретного искусства XVIII и первой половины XIX веков. Оригиналы доставлялись Крамскому из Академии наук, Академии художеств, Эрмитажа, частных коллекций. Среди них произведения Левицкого, Рокотова, Боровиковского, Лосенко, Варнека, Кипренского, Тропинина и других" [4] (с.44)

Из русских портретистов XVIII века Иван Николаевич выделял Д.Г. Левицкого, как глубокого и многогранного мастера, передающего в своих работах индивидуальные особенности и характер портретируемого, проявляя и социальную принадлежность. Но душу Крамского покорили портреты испанского художника Д. Веласкеса: "Все перед ним и мелко, и бледно, и ничтожно, этот человек работал не красками и кистями, а нервами… Это не достигнешь, это неповторимо. Он не работает, он творит. Так вот просто берет какую-то массу и месит, и, как у господа Бога, шевелится, смотрит, мигает даже, и в голову не приходит ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего." [5]. (с.345-346)

Парадные портреты, писали многие художники - портретисты, но не всем удавалась такая фотографическая точность в изображении исторических личностей. Написанные И.Н. Крамским с членов императорской семьи портреты, имеют общие композиционные черты:

  • в рост или покаленные изображения, реже поясные (кабинетные);
  • прямо либо в незначительном повороте;
  • близость композиционного и колористического решения;
  • интерьер - часть фона;
  • с почти одинаковыми размерами,

отличительные же признаки сохраняли:

  • статус портретируемого;
  • его индивидуальные физиологические и духовно - психологические основы, подчеркиваемые мастером;
  • исторические события, связанные с портретируемым…

Портреты Крамского очень точно передают состояние, в котором пребывают изображенные на холсте представители дома Романовых. Одним из таких портретов является: Портрет Цесаревича Александра Александровича. О его написании упоминает сам автор - Иван Николаевич Крамской в своем письме Его Превосходительству от 12 июля 1875 года: "Большой портрет его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и два поясных повторения мною кончены. Я был вчера в Александрии, чтобы узнать куда их доставить, и Его Высочество приказать изволил, поместить их в Аничковском дворце, …" [6].

В счете Крамской дает краткое описание, и указывает размеры работы: "1. Большой портрет в рост, величиною в 3 ? аршина длины и 2 арш. 9 вершк. ширины в Казачьем Генеральском мундире ----6,000 р. 2 повторения поясных по 1000 р. - каждый ---- 2,000 р. … " [6] (с.33) (Размер большого портрета соответствует 249 х 182.) Написан портрет в 1875 году, а выставлялся в 1876 году. Об этих работах есть указания в посмертном каталоге 1887 года Н.Собко, только с неточностью в дате (по дате выставки): "1876. … Портреты: 89. Наследника Цесаревича, Ныне Государя Императора Александра Александровича, в рост, и два повторения. … " - без указания местонахождения. [7] (с.9)

В своей диссертации "Иван Николаевич Крамской - ПОРТРЕТИСТ" Т.И. Курочкина пишет: "Александр III "в рост" Масло. Местонахождение неизвестно. Выставка; 5-я ТПХВ, 1876-1877" [8] (ч.2. с.92). А автор статьи, И.Г. Локотникова отмечает, что с 1865 года Аничков дворец стал собственностью Великого князя Александра Александровича, являясь его резиденцией, где постоянно находился Малый двор в том числе и в период написания И.Н. Крамским портрета Александра Александровича в кабинете. [9]. (с.80) (Илл.1).

В каталоге устроителя выставки - Государственного Эрмитажа в ЦВЗ "Манеж" 2006 года "Император Александр III императрица Мария Федоровна" указано: кат. 245. Портрет Великого Князя Александра Александровича. Конец 1870-х. Офорт на китайской бумаге 70 х 51. Справа внизу подпись автора. Поступление из ГМЭ ГЭ за инв. № 16505. Гравюра исполнена с живописного оригинала работы Крамского экспонировавшегося на Передвижной выставке 1876. Великий князь изображен в своем кабинете в Аничковом дворце. Художник изобразил Великого князя Александра Александровича в рабочей обстановке кабинета, контрастирующей с энергичной высвеченной фигурой в центре композиции. Казацкий генеральский мундир со всеми знаками отличия подчеркивает целеустремленный взгляд и порывистость фигуры. Портрет должен быть великолепен. Повседневная обстановка кабинета подчеркивает объем занятий его хозяина. Иных портретов, 1875-1876 годов, Цесаревича Александра Александровича, работы Ивана Николаевича Крамского в каталоге Н. Собко не упоминается. С портрета делались копии. В делах конторы Августейших Детей Их Императорских Величеств [переписка по разным предметам] сохранилось письмо от 2 сентября 1883 года, в канцелярию Министерства Свиты его Величества Господину Генерал-Майору Васильковскому: "О дозволении художнику Функенштейну снять в Императорском Эрмитаже, копию с находящегося в Аничковом дворце портрета Государя Императора, писанного Академиком Крамским. " [10] (с.223) Этот холст был создан художником на пике его творческого развития. К сожалению, никто никогда не занимался исследованием дальнейшей судьбы картины, и в настоящее время местонахождение портрета и его повторений неизвестно.

Портрет Вел. Кн. Владимира Александровича.
Илл.2
Портрет Вел. Кн. Владимира Александровича.
Конец XIX века. Холст, масло. 129,5 х 90,5
Выставленный в постоянной экспозиция "История Санкт-Петербурга-Петрограда. 1830-1918", в Комендантском доме ППК, портрет великого князя Владимира Александровича, в альбоме - каталоге Государственного музея истории Санкт-Петербурга 2005 года числится, как портрет неизвестного художника. (Илл.2)

Третий сын Александра II. Один из высокообразованных представителей царского рода. Президент Академии художеств. На холсте Вел. КН. изображен в сюртуке Военно-инженерного ведомства с эполетами и аксельбантами генерал-адъютанта.

По сообщению ст.н.с. ГМИ СПб П. И. Мягкова, портрет был опубликован на открытке, изданной Обществом Св. Евгении в 1913 с указанием авторства И. И. Крамского." [11]. (с.103)

Из документов Императорского Эрмитажа стало известно, о поступлении портрета Вел. КН. Владимира Александровича от сына умершего Статс-секретаря А.А. Половцева, по его предсмертному желанию. [12] (с.2). В 1969 году портрет был передан в музей История Ленинграда. Если в портрете Александра III (1875 года) чувствуется спокойствие, уверенность и в какой-то степени удовлетворенность человека, то в портрете Великого Князя Владимира Александровича 1885 года, заметна озабоченность и встревоженность. Однофигурная композиция, при почти полупрофильном развороте плеч, голова повернута в три четверти, как в портрете Александра III. Строгий, в темных тонах фон, прорывается мерцающим бирюзовым оттенком с просвечивающими местами коричневыми подмалевками в верхней части фигуры, подчеркивая темные волосы, переходящие в бакенбарды и усы модели. Прямая осанка, открытый лоб и форма рук - подчеркивает особое благородство портрети-руемого. Динамичная порывистость композиции определена упором правой руки в деревянный подлокотник кресла. В работе акцент поставлен на серебре: эполеты, аксельбанты, двурядье пуговиц на черном морском мундире… Позолота только оттеняет серебро, создающее контраст всего портрета. Ярко выделен георгиевский крест, говорящий о воинской доблести модели. Отороченный темно-красным цветом воротник - стойка, перекликается с вставками на манжетах рукавов мундира и обивке кресла, выделяя фигуру в интерьере.

Портрет  Александра III и Императрицы Марии Федоровны
Илл.3
Портрет Александра III и Императрицы Марии Федоровны
1885 (65 х 46) Картон, масло. Рама 80 х 64
Со следующей работой И.Н. Крамского, - портретом Александра III и Императрицы Марии Федоровны, я познакомилась в Музее - крепости в Лапперанте (Финляндия) весной 2010 года. Портрет был подсвечен в затемненном зале и складывалось ощущение, что на встречу идет, мирно беседуя, великосветская пара XIX в. Работа находится в действующей выставке Государственного музея-заповедника "Павловск" в экспозиции "Музей костюма." (Илл.3)

Крамской чуткий художник, передающий обаяние и силу воздействия цвета: "Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху, но … как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценное качество художника - сердце"[1]. (с. 233) - расположил источник света справа - сверху от портретируемых. Композиционно, две фигуры в центре картины, ненадолго остановились в большой пустой гостиной, создающей мягкий золотисто-бежевый фон. Отношение фигур с светлым, серовато-оливковым фоном выявляет самые характерные, присущие императору и Марии Федоровне свойства личности. Получаешь эстетическое наслаждение от неуловимой подвижности натуры, контур, свет и тень не замечаешь, только лицо и осанку. При всей парадности горделивой позы, строгой одежды, золота в аксессуарах, зритель видит нежные, теплые отношения мужчины и женщины. Крамской пишет миниатюрную женскую фигуру в отражении могучей и уверенной фигуры Александра Александровича. Удачно передает движение чуть приподнятой головы Марии Федоровны: направленные на зрителя глаза, бледность лица, пушистость аккуратно убранных волос, пронизанных светом. Переход от лица по золотому шитью с белыми лентами к рукам, переплетенным вокруг левой руки мужской фигуры создает гармоничную завершенность композиции и восприятия зрителя.

Спокойно и красиво ниспадающие складки придают портретируемой особую значимость и благородство, тонкость чувств, внутреннюю энергию. Золото с белыми пятнами на женской одежде повторяет цветовую палитру аксельбанта, погон и портупеи мужской фигуры, переходя в полутона в нижней части и перекликается с инкрустированной золотом дверью на заднем плане. Незначительной, на первый взгляд, деталью - частью двери, Крамской создает ощущение большого наполненного воздухом пространства гостиной. Светлый паркет с белыми полосками отражает костюмы, выдвигая фигуры на первый план и направляя все внимание на светлые обаятельные лица.

История создания этого портрета интересна не только сама по себе, но и потому, что позволяет проследить, как углублялось идейно-художественное решение образа. Сдержанный, волевой, сосредоточенный, со сложным и богатым духовным миром Александр Александрович подается художником не только государем - человеком своего времени, своей страны, но и опорой семьи. Эта работа Крамского была подготовительной для большого портрета.

Согласно письма от ноября 1906 года, большой портрет находился в Москве в доме Августейшего Генерал-Губернатора. Его Императорское Высочество показал два портрета в рост кисти Крамского изображающие Государя Императора Александра III и Императрицу Марию Федоровну, находившуюся в большой гостиной. "…Я высказал пожелание, чтобы эти произведения были бы помещены в памятном отделе Русского Музея Императора Александра III. На это Великий Князь Сергей Александрович изволил мне ответить, что эти портреты Ему пожалованы в пожизненное пользование, а после Него он предоставляет хлопотать Музею о помещении их у себя…. . Эти портреты имеют большой исторический интерес… Музей призван хранить все, что касается личности царствования в Бозе почившего Монарха и является естественным хранителем художественных Его и Августейше Его супруги … " [13]. (с.56)

Фигура Александра III повторяется в его поколенном портрете 1886 года (ГРМ). Тот же мундир, та же поза. Несколько деталей и совсем другой образ. Художник изменил положение рук, добавил к атрибутам шашку, убрал интерьер и создал нейтральный фон.

Портрет  Александра III
Илл.4
Портрет Александра III
1886 (129 х 91,5) Х. м
Портрет Александра III 1886 года, имеет поколенное прямоличное изображение Александра III, сидящего в золоченном кресле. (Илл.4) Левая рука лежит на рукоятке шашки, локоть правой на ручке кресла. Темно-зеленый мундир с красным воротником, золотыми погонами и золотыми аксельбантами. На шее георгиевский крест, через правое плечо портупея. Слева часть бронзового столика с фуражкой. Фон гладкий, коричневый. Это полотно исполнено с большим мастерством, проникнуто выражением силы и достоинства. Композиционно фигура портретируемого расположена крупно на первом плане, отчего кажется величественной и основательной. Светлые на темном и темные на светлом пятна, создают объем тщательно выписанных мастером деталей головы, рук и костюма. Подсвеченное с левой стороны спокойное, уверенное лицо, аккуратно подстриженная борода и волосы, открывающие высокий гладкий лоб, притягивая взгляд зрителя с полной уверенностью, что в следующий момент портретируемый встанет. Крамскому удалось достигнуть большой динамики композиционного решения. Мы видим человека, уверенного в собственных силах и возможностях, способного на быстрое принятие волевого решения. "В 1888 году под станцией Борки Харьковской губернии во время крушения царского поезда, Александр III удерживал крышу вагона пока члены его семьи не выбрались из под обломков поезда."[14] (с.147) Крамской направляет наш взгляд от лица на золото погон с красной оторочкой, переходящей в стойку воротника мундира, затем по аксельбантам и портупее на кисти ухоженных, но сильных рук.

Мундир становится фоном подчеркивая выписанные и прорисованные аксессуары. В портрете художник изобразил Императора Александра III в кресле, цветовая гамма которого перекликается с аксессуарами костюма и двурядьем золотых пуговиц. Георгиевский крест и лента напоминают о заслугах портретируемого перед Отечеством. Освещенное лицо подчеркнуто затемненным неоднородным фоном, скрывающим интерьер и усиливающим погруженность фигуры в процесс размышления. Умудренный взгляд строгого, но справедливого человека притягивает внимание зрителя за счет выразительности, достигнутой благодаря умелому владению художником светотенью. Он требует от портрета строгой объективности, правдивости, стремится к созданию портрета - документа, что позволяет современному зрителю увидеть ту эпоху в истинных лицах.

Портрет Марии Федоровны
Илл.5
Портрет Марии Федоровны
1882 (90 x 72) Х. м
Особое место в творчестве Крамского занимают женские портреты. В его художественной практике, есть удивительные работы. Одна из них - парадный портрет Марии Федоровны 1882 года, подаренный Императрицей в 1910 году в собрание Государственного Русского Музея. ( Илл. 5)

Портрет поясной, с легким разворотом торса влево. Руки опущены. Темные волосы взбиты над лбом. На голове шитый жемчугом кокошник с кружевной белой фатой, спускающейся на плечи и за спину. На шее - ожерелье из крупного жемчуга. Белое платье, с низким вырезом на груди, оторочено горностаем. Через правое плечо одета красная с желтыми краями орденская лента. На груди слева орден Св. Екатерины. Фон гладкий, темно-коричневый." . [15].

Цветовой переход от белого до ярко-красного, создает оттенки, которыми художник усиливает черты характера императрицы Марии Федоровны. Композиция изобилует незаконченностью деталей, они как бы предполагают возможность продолжения изображенного за пределы холста. Открытый, прямой взгляд говорит о незаурядном уме и сильной воле этой хрупкой и изящной женщины, величественная посадка головы, написаны свежо и выразительно. Фигура обращена почти в фас к зрителю, создается впечатление поворота всего корпуса. Четкие контуры фиксируются нейтральным тоном.

Парадное решение композиции, наполнено содержанием, с помощью старых композиционных схем. Вспоминается любовь Крамского к работам Веласкеса. Колористическая система, созданная художником; его передача пространства, света, воздуха, сочетание колорита и пластики формы - усиливает цветовую интенсивность в работе. Его техника передачи фактуры одежды и украшений, сохраняет традиции парадного портрета и вносит новые выразительные средства, разработанные живописцем. В своем письме от 4 февраля 1883 года Мария Федоровна пишет матери о том, что большой бал превзошел все ожидания, но был немного утомителен для нее, так как на ней было большое алмазное ожерелье, которое одевали все, выходя замуж и которое принадлежит короне Империи…

В картине фон является естественной средой. Сопоставляя фон и фигуру автор создает пространственную глубину. Выделенные светлые пятна лица и фигуры, на темном фоне, выталкивает модель на зрителя, взгляд которого, сосредоточен на изображении. Законченный образ притягивает и надолго остается в памяти.

Парадный портрет Крамского решает не только эстетические проблемы, стремясь к правдивому раскрытию образов. Сегодня, может быть, как никогда ранее, нам необходима живопись выдающегося русского портретиста; художника- мыслителя, понимающего и передающего в своих творениях благородство и высокий нравственный образ портретируемых. Его произведения удивляют и восхищают; греют душу искренностью и теплом. Появление парадного портрета в ХVII веке, его развитие и создание в ХVIII и до середины XIX века, когда парадный портрет успел потерять свою актуальность, ознаменовалось расцветом русского изобразительного искусства во второй половине XIX века, включая создание парадного портрета нового типа. И.Н. Крамской соединил в парадном портрете реалистический подход и духовную составляющую, в изображении исторических персон. Живописец, график, занимавшийся офортом, литографией… . Автор картин философского и религиозного содержания. Писал жанровые работы. Преподавал рисунок и живопись, в том числе членам царской семьи. Иван Николаевич Крамской - это особый мир. Начатое исследование парадного и кабинетного портрета работы Ивана Николаевича Крамского (на примере портретов императорской семьи дома Романовых) выявило большой интерес к этой теме:

- сотрудников Государственного Эрмитажа, в фондах которого еще не исследованы парадные;

- Музея Истории Санкт - Петербурга, где только в 2010 году получено заключение по работе мастера - портрет Вл. Кн. Владимира Александровича ;

Государственного музея-заповедника "Павловск", не имеющего истории картины (парного портрета), и передавшего в Гатчинский музей кабинетный портрет Марии Федоровны, нигде ранее не описанный… .

Дальнейшее изучение творчества И.Н. Крамского позволяет заключить, что мы только в начале пути…

Примечания
1. Иван Николаевич Крамской 1837 - 1887 [Под редакцией и со вступительной статьей Я.В. Брука] Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. "Советская Россия" М. 1988.
2. Иван Николаевич Крамской. Письма. Статьи. [Письма подготовлены к печати и примечания к ним составлены С.Н. Гольдштейн] т.1. М. 1965-1966
3. "Иван Крамской" [Ред. Н. Надольская. Автор текста Т. Карпова] Издательство "Белый город", М., 2000
4. Курочкина Т.И. "Иван Николаевич Крамской - ПОРТРЕТИСТ" [Диссертация на соискание ученой степени кандидата исскуствоведения] Москва 1978 [Научно-библиографический архив Академии Художеств Санкт-Петербург, фонд.4 опись 4 дело №9]
5. Крамской. Письма. Статьи. т.1.
6. РГИА фонд №1339, опись 1, год 1875-1876, дело 23 [О поднесенных и приобретенных Государем Наследником Цесаревичем картинах, гравюр и других художественных произведений], лист 31.
7. Н.Собко. Подробный каталог картин, рисунков и гравюр покойного И.Н. Крамского. [Составил и издал Н. Собко] Типография М.М. Стасюлевича, В.О. 2 линия, 7. С-Петербург. 1887.
8. Курочкина Т.И. "Иван Николаевич Крамской - ПОРТРЕТИСТ" [Диссертация на соискание ученой степени кандидата исскуствоведения] Москва 1978 [ Научно-библиографический архив Академии Художеств Санкт-Петербург, фонд.4 опись 4 дело №9]
9. Император Александр III императрица Мария Федоровна //Каталог выставки Государственного Эрмитажа в ЦВЗ "Манеж" // Санкт-Петербург, 2006.
10. ЦГИА фонд 1340 опись 1 дело 12 [Дело конторы Августейших Детей Их Императорских Величеств. Переписка по разным предметам…Письмо о "О дозволении художнику Функенштейну сделать копию с портрета Александра III работы Академика Крамского." ] 1883
11. ЖИВОПИСНЫЙ ПОРТРЕТ XVIII - начала XX века. //В собрании Государственного музея истории Санкт-Пе6тербурга. Альбом-каталог// Санкт-Петербург, 2005
12. Архив ГЭ Канцелярия Министерства Императорского Двора дело №434 Приложение 6. с.12 Письмо от 12.01 1910 г.
13. ЦГИА фонд 472 опись 43 (493/2718) дело 19 [Дело канцелярии Министерства Императорского Двора . Бумаги не составляющие особых дел. Письмо от 12 марта 1905 г. ]
14. Русские цари. Рюриковичи. Романовы // Автор текста Борис Актонов. Редакторы И. Львова и И. Харитонова // Издательство "П-2" Санкт-Петербург, 2008.
15. Инвентарная карточка ГРМ . Дар императрицы в 1910 г. Ж - 2714
16. Валерий Исаченко. Иван Николаевич Крамской..//Журнал "Петербургский художник" №2// СПб, 2009.


Рыжанок Марина



All right reserved © 2006-2015