Товарищество передвижных художественных выставок.
XXI век (Санкт-Петербург)

     
 
Главная
Галерея
Статьи
Выставки
Новости
Музыка и стихи
Контакты

 

Статьи

Братанюк В.И.

Братанюк Василий Иванович, р.6.01.1964г., г. Староконстантинов (Украина)

Живописец, представитель петербургской живописной школы. Член Союза художников с 1997 года. Окончил Одесское художественное училище им. М.Б.Грекова, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств. Учился у К.Н.Ломыкина, М.М.Божия, Т.Н.Яблонской, Ю.М.Непринцева, О.А.Еремеева.

Слезы творчества В творчестве В.Братанюка наиболее полно отразились возможности русской академической школы новейшего периода. Примечательно, что художник развивает их преимущественно в одном жанре, и даже в одной теме, а именно балетной, которой он остается, верен всю свою творческую жизнь. От произведения к произведению художник совершенствует усвоенные им приемы и принципы построения картины, опираясь на традиции русской реалистической школы.

В наиболее известных работах - "Слезы творчества" (2000, х.м.), "Балерина, завязывающая пуанты" (1996, х.м.), "Портрет народной артистки России М.М.Плисецкой" (1998, х.м.), "Антракт. Ведущая артистка балета Анна Сысоева" (2005, х.м.) автор показывает оттенки творческого состояния танцовщиц и педагогов, пытаясь донести через них одновременно и состояние души своих героинь. По мысли художника в картине главное- образ, который диктует выбор художественных средств. Уже в перечисленных произведениях , составляющих только очень небольшую часть балетного цикла различные позы и ракурсы фигур танцовщиц показывают намеренное стремление мастера уйти от однообразия в композиционном решении.

Балерина, завязывающая пуанты Тем не менее, приемы академической живописи присутствуют в каждой работе. Фигуры в большинстве случаев занимают центральное положение в картине. Благодаря живописному решению взгляд зрителя акцентируется на главном участнике. Так, в работе "Балерина, завязывающая пуанты" белоснежная пачка танцовщицы буквально приковывает к себе взгляд.

Еще одной особенностью творчества художника является умение верно находить соотношение рисунка в общем построении картины. В работе "Юная танцовщица" (1997, х.м.) рисунок строг и закончен, в другом произведении - "Танцовщица из балета Б.Я. Эйфмана Елена Зотбаева" (2006, х.м.), где зритель словно поймал движение балерины, рисунок словно размыт. Здесь же, в отличие от других работ, автор активно, даже смело использует пазтозное письмо.

Стараясь максимально показать очарование волшебного мира балета, его героинь, прелесть и непосредственность ситуаций, в которых оказывается тот или иной персонаж, художник не ограничивает себя каким-то одним почерком. Показательна в этом плане работа на несколько иную тему- "Портрет заслуженной артистки России Е.Борисевич в роли Розалинды в оперетте "Летучая мышь" (2001, х.м.). Сам характер образа находчивой героини знаменитой оперетты подсказал автору новое, более раскованное решение к использованию живописных средств.

Несмотря на обилие образов и ситуаций, во всех работах заметно тяготение художника замкнуть мысли зрителя на ощущении трепетности состояния. Наверное, поэтому в большинстве полотен нет развитой динамики композиции, что опять же в духе традиций собственно академической школы. Колорит отдельной картины построен, как правило, на использовании немногих, но сочных цветов.

Еще одна особенность, отличающая мастера от большинства его современников - соблюдение классической технологии живописи, что сам художник характеризует определением "выдерживать культуру холста". Среди прочего и применение межслойных лаков, что в сочетании с покровными придает корпусному письму почти забытое очарование картин старых мастеров.

Живописца часто называют русским Дега. Однако, такое сравнение и неуместно и неточно. К тому же, в произведениях В.Братанюка больше жизни и непосредственности ситуаций. Зритель невольно становится участником действия, а не просто созерцателем.

Созданный им значительный цикл из сравнительно небольших по размеру работ, представляющий особый артистический мир, уже сейчас занимает видное место в национальном искусстве.

По выражению художника цель его творчества заключена в девизе "Дышать красотой!". Красота для него не только в буквальном проявлении. Показательно, что среди героев его полотен видное место занимают неординарные личности. Это -артисты и деятели балета Г.С.Уланова, Н.Дудинская, И.Д.Бельский, известный ученый Д.С. Лихачев, художники О.А.Еремеев и А.А.Мыльников, участник разведгруппы Р.Зорге Е.П.Лилиенталь.

Художник работал и над другими жанрами, создав серию пейзажных картин цикла "По святым местам", работал над натюрмортом ("Благая весть" (1997,х.м.), портреты религиозных и общественных деятелей (среди них можно выделить "Портрет старца отца Николая Гурьянова" ( 1998, х.м.) и "Портрет Э.А.Фальц-Фейна"(х.м.).

Валерий Выборжанин

Музеи и коллекции:
"Музей театрального и музыкального искусства",
Музей Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой,
Музей Мальтийской капеллы,
Музей Самойловых,
Суворовском училище
- все Санкт-Петербург,
Челябинская картинная галерея,
Музей современного искусства в г. Йорк, Великобритания,
в частных коллекциях многих стран.

Выставки:
Выставка дипломных работ Одесского художественного училища, Генуя, Италия, 1984;
Выставка украинских художников, Канада, 1986;
Муниципальный культурный центр во дворце Белосельских- Белозерских, Санкт-Петербург,1996;
Свято - Владимирская семинария, Нью-Йорк, США, 2003;
Галерея фирмы "Шакот", Токио, 1997;
Фестиваль искусств, Гаага, Нидерланды 2003, 2006;
"Галерея года" Амстердам, Нидерланды, 2003, 2006;
"Художники России - миру", Сеул, Республика Корея, 2006,
Участник 2 - 25 выставок "Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век.(Санкт-Петербург)"

Список работ:
"Слезы творчества" (2000, х.м.)
"Балерина, завязывающая пуанты" (1996, х.м.)
"Перед спектаклем" (1999, х.м.)
"Ведущая артистка балета Ирина Перрен" (1999, х.м.)
"Прима-балерина Светлана Захарова" (х.м., 2005)
"Портрет народной артистки России М.М.Плисецкой" (1998, х.м.)
"Анастасия" (1999, х.м.)
"Визит цесаревича на корабль" (х.м., 2003)

All right reserved © 2006-2015