Статьи
Ивашинцова О.А.
Ивашинцова Ольга Александровна, р. 13.01.1941г., г. Ленинград. Скульптор. Член петербургского союза художников с 1972г.
Закончила Среднюю художественную школу (1960) при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств в 1966 г. по классу скульптуры. Во время учебы в СХШ участвовала в театральных постановках. Получив предложение работать у известного театрального деятеля Акимова, сделала выбор в пользу пластического искусства.
Училась у Д.М.Епифанова, затем у профессора М.К.Аникушина. Освоив приобретенные у учителей приемы и выработав умение работать с натурой, Ольга Александровна научилась видеть не только отдельные элементы скульптуры, но и ее грани, форму и объем в целом на любой стадии работы. Михаил Константинович привил художнику и другое важное качество - уделять пристальное внимание вопросам постановки фигуры и пространственно-пластическому решению.
Несмотря на большое количество утраченных работ творческое наследие О.А.Ивашинцовой значительно. Часть работ была уничтожена самим автором, часть погибла во время переезда в новую мастерскую во время аварии, часть была разбита при других обстоятельствах. В последнем случае погибла фигура С. Рахманинова (1966г.), вылепленная из глины. Заявленная как дипломная работа скульптура композитора была отвергнута московским руководством Академии, нашедшим политически неудобным даже упоминания самой личности С.Рахманинова. О значительности образа можно судить по сохранившимся фотографиям. Автор не стремилась к тонкой моделировке фигуры. Кусочки материала слегка отглажены на сосредоточенном лице великого композитора, все остальные поверхности свободно обработаны стеком. Этот прием, как и постановка фигуры, расположение рук, одна из которых касается подбородка, работают на создание образа композитора в момент его творческого напряжения.
По окончании института О.А.Ивашинцова приступила к работе с камнем - материалом, который в то время нечасто давали студентам. Дважды отказывалась от логичного предложения продолжать работу со своим учителем в его творческой мастерской. Не желая впасть в зависимость от творчества М.К.Аникушина, она сознательно обратилась к поиску других возможностей в скульптуре. В результате появилась совсем не аникушинская работа "Старый голубятник" (1975 г., тонированное дерево). Своими приземистыми формами, мощью объемов он скорее напоминает "Крестьянку" В.Мухиной. Прорисованные клюкардой линии ватника пожилого мужчины контрастируют общему монументальному строю.
Внушительный барельеф "Въездные ворота в Шахрисябаз" (5 х 3м, 1974-1975гг, глина) своей мягкой графикой несколько напоминает работу литовского скульптора Ю.Микенаса. Хотя перечисленные вещи и имеют некоторые аналогии с искусством известных советских скульпторов, но наряду с мемориальной пластикой в камне того же времени свидетельствуют о способности художника решать самые разнообразные задачи.
Совершенно особо стоят работы "Сашок" (2002г., дерево) и
"Пережившая блокаду" (1991г., тонированное дерево). Они равно свидетельствуют об особом почерке мастера и бережном отношении к традициям реалистической пластики. Портрет сына ("Сашок") - замечательное слово в отечественной скульптуре на детскую тему. Образ ребенка в известных произведениях М.Чижова, А.Иванова воспринимается через жанровый подтекст. Здесь же очень чисто и лаконично показаны трогательность ситуации, хрупкость, нежность и беззащитность возраста. Четкий абрис фигуры, просто трактованные поверхности платья "на девочку" и легко воспринимаемые пропорции объемов взаимно усиливают образ, вызывающий столь знакомое и родное чувство любви и в то же время - ответственности за судьбы детства.
"Пережившая блокаду" также вырублена из дерева. Здесь также просто, но иными приемами автор добилась цельности образа. Следуя принципу "работать от объема", скульптор сосредоточила усилия на стремлении простыми средствами запечатлеть мужественный и по-своему красивый образ. За сеткой морщин на скуластом лице прочитывается многодневный подвиг женщины блокадного Ленинграда. Обе эти вещи, являясь одновременно и индивидуально конкретными и обобщенными, показывают О.А.Ивашинцову сильным монументалистом.
В ее произведениях заметно стремление не упустить нравственное начало. Каждый герой заявлен с какой-то определенной положительной, часто жизнеутверждающей чертой характера. Такова и выполненная из бронзы работа
"Портрет М.К." ("Портрет графика Маши Кожиной", 1978г., бронза, выколотка).
Интересен процесс выбора образа автором. Как правило, скульптор начинает быстро работать над несколькими скульптурами. Затем отбирает две из них, и продолжает тщательно обдумывать возможные решения. Завершает работу очень быстро, не отвлекаясь на другие образы, боясь "упустить" наработанное. Очень часто художник работает без эскизного варианта. Но почти всегда работе над образом предшествует подготовительный рисунок.
В фигурных композициях скульптор сознательно уходила от анатомической точности, не прибегая, однако, к упрощенной трактовке и схематизму. Автор мало работала с гипсом, предпочитая дерево и камень. С глиной художник работала как с камнем, часто добавляя в нее шамот.
Придерживаясь взгляда, что школа подавляет самостоятельность, скульптор ни в одной работе не повторила своего учителя. Точно также она использует и наследие ваятелей прошлого: этрусков, Фидия, Микеланджело, ценя их несомненные достоинства и находя в них всего лишь источник для вдохновения, а не для подражания.
Большую роль в развитии мастера оказало искусство советского скульптора А.Т. Матвеева, а также советы петербургского художника Б.Н.Запорожца.
Разнообразные пути воплощения задуманного в материале для мастера с независимой художественной позицией и жесткой самооценкой закреплены участием более сотни произведений в 92 выставках за полувековой период творчества.
Для зрителя ее образы просты и понятны, но в них нет нарочитости, уплощенности и небрежности. Они не для бездушной созерцательности, поскольку за каждым из них либо конкретное сильное чувство, либо повод к активному осмыслению эпизода мифа или чьей-то судьбы.
Природные открытость, простота, уступчивость не принесли ей ни званий, ни всеобщей известности. Критический, подчас очень жесткий, подход к своей работе и к своему наследию и вовсе ограничил круг знатоков ее искусства. Только благодаря вмешательству неравнодушных к ее искусству людей спасли от уничтожения самим автором работы "Сашок" и некоторых других произведений.
Ее работы находятся в коллекции и установлены: Государственный Русский музей, Музей городской скульптуры (Санкт-Петербург), Калужский областной краеведческий музей, Москва, Брянск, Тула, Воронежская область, Шадринск, в Казахстане, Великобритании, Германии, Италии
Выставки: "25-лет Победы" 1970, Ленинград; Всероссийская выставка "Малые формы" 1972, Москва; "Наш современник", 1973г., Ленинград; "60 лет Победы", 2005, Москва; Загреб, 1987; Кострома, 2005; Липецк, 2006 и др..
О.А.Ивашинцова - участник 1,2,3,4,5,6 выставок "Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век (Санкт-Петербург)"
Валерий Выборжанин
Список произведений О.А.Ивашинцовой:
"Портрет С.Рахманинова" (1966г., глина. Не сохранилась)
"Старый голубятник" (1975 г., тонированное дерево).
"Портрет М.К." ("Портрет графика Маши Кожиной", 1978г., бронза, выколотка).
"Сашок" (2002г., дерево)
"Портрет В.Д.Бонч-Бруевича" (1977г., дерево)
"Пережившая блокаду" (1991г., тонированное дерево)
"Слепой музыкант" (1979г., тонированное дерево)
"Пиросмани"
|