Товарищество передвижных художественных выставок.
XXI век (Санкт-Петербург)

     
 
Главная
Галерея
Статьи
Выставки
Новости
Музыка и стихи
Контакты

 

Статьи

Новиков(Варгачев) В.М.

Новиков (Варгачев) Виталий Михайлович, р.12.03.1932

Скульптор. Член петербургского союза художников с 1972г. Псевдоним - Варгачев. Закончил Таврическое художественное училище (Ленинград, 1960), Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств (1968) по классу скульптуры. Учился у Веселова П.П., Воробьева Б.Я., в академии - в мастерской профессора Пинчука В.Б.

Черный лебедь Выдающийся отечественный анималист, в создаваемых им образах живой природы особое внимание уделяет организующей роли формы, пластики и архитектоники. Эти три важнейшие составляющие классической скульптуры мастер использует пропорционально их художественным возможностям для каждого конкретного случая. Пластическое искусство (скульптора направляли такие опытные мастера как В.Г.Стамов и Н.С. Могилевский) само по себе еще не способно воплотиться в шедевр. Но оно присутствует в каждом творении Варгачева, будь то "Черный лебедь" (2004,бронза, камень, литье), "Филин" (фарфор, утильный обжиг 1997 года), "Бык Ватусси" (2000, бронза, камень, литье), "Медведица" (2004, бронза, литье). Последняя из перечисленных работ, где присутствует свободная лепка фигуры животного, как раз и показывает, что мастер чутко видит границу между возможностями формы и пластики, найдя именно то соотношение, которое полностью исключает саму мысль о натурализме в работе скульптора. Подобная несколько импрессионистическая лепка есть и в другой станковой вещи - "Бык Ватусси", но акцент намеренно сделан на динамике композиции. Ощущение мощи животного, уже один вид которого внушает мысль о его силе, усиливает мастерски показанный разворот тела и шеи быка. Дополняет это ощущение голова с причудливо изогнутыми природой рогами. Художник предложил и эффект, невостребованный в классической анималистике. Основание из красного камня дает рефлексы на полированной части поверхности тела. Все это характеризует Варгачева как художника не только владеющего приемами выдающихся мастеров прошлого, но и ищущего мастера.

Русская масленица Природа африканских саванн, полярных широт, азиатских джунглей широко представлена в творчестве скульптора. Но главное место занимают звери и птицы родной природы. И медведи, и филины, и рыси также выполнены с установкой на показ особенностей вида и индивидуальных черт. Но что-то близкое, даже надежно родное есть во взглядах этих зверей, в их привычках. Часть цикла, посвященного отечественной фауне, выполнена из фарфора и расписана сюжетами также на тему русского пейзажа ("Русская масленица" 2006, фарфор, роспись).

Бык Ватусси Скульптор никогда заранее не продумывает композицию - это просто невозможно при работе с подвижными животными. По наблюдению Варгачева, крупные кошки, особенно гепарды, никогда не повторяют позы. Иногда три зверя одного вида в одном вольере видятся художнику разными персонажами. Ваятелю часто приходится сталкиваться с тем, что у его объектов меняются размеры и пропорции частей. Большую помощь ему оказывает огромный этюдный материал, наработанный годами в вольерах Волоколамска, Антверпена и Планкендаля, зоопарках и цирках Москвы, Таллина, Санкт-Петербурга. В качестве материала скульптор использует бронзу, фарфор, камень, очень редко - дерево. Глина и гипс применяются только на промежуточных этапах работы. Обработка поверхности зависит от тех задач, которые наметил себе художник; фактура - один из завершающих и важных штрихов в выявлении образа. В некоторых случаях ("Тюлень" бронза, литье) поверхность полируется очень тщательно для придания ощущения присутствия слоя воды, из которой только что вынырнул зверь. Этот эффект - не самоцель, но необходимое условие для показа образа зверя морской фауны. В "Черном лебеде" волнистая, импрессионистическая поверхность бронзы придана, чтобы отразить момент стряхивания воды с перьев. В некоторых случаях художник идет чуть дальше рамок жанра. В его "Филинах" (2006, фарфор, роспись") присутствует не только затаенное состояние пернатого охотника, но и ощущение ночной тишины глухого леса. Образы природы в ее животном и птичьем многообразии показаны многогранно и достаточно полно. Характер животного, его поведение в тех или иных ситуациях в каждом случае различны. И все перечисленные работы наглядно это свидетельствуют. За всем этим - разное восприятие образов. Часто образ экзотически эффектен, как в случае с "Быком Ватусси". Иногда же герои его произведений представляются литературными персонажами рассказов и сказок Г.-Х.Андерсена и Сетон-Томсона, Ф. Моуэтта и В.Бианки - любимых авторов скульптора.

Однако пластическое искусство Варгачева, ориентированное на зримо весомые образы, как и любая скульптура вообще, зависит от его ближайшего окружения, от организации взаимодействия пластики и пространства. Вот здесь возникает трудность, с которой не всегда сталкиваются скульпторы мелкой и даже средней пластики. Выставлять работы этого художника, предполагающие погружение в заповедную и специфическую среду - тоже искусство.

Последовательное развитие своего метода, основанного на работе только с натурой, величайшее терпение, наблюдательность и понимание ближайших задач вывели художника на уровень лучших мастеров анималистического жанра в целом.

Валерий Выборжанин

Музеи и коллекции:
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Музей керамики "Усадьба Кусково", Москва
Международный музей каменной скульптуры, Шиклош, Венгрия
Московский зоопарк
Петербургский цирк
Таллинский зоопарк

Список работ:
"Цирковая тигрица" (2005, бронза, литье),
"Филин" (фарфор, утильный обжиг 1997, позднее (2006) расписан),
"Русская масленица" (2006, фарфор, роспись),
"Медведица" (2004, бронза, литье),
"Черный лебедь" (2004,бронза, камень, литье),
"Бык Ватусси" (2000, бронза, камень, литье),
"Бык Ватусси" (фрагмент),
"Игра",
"Рысь",
"Хозяин чащи",
"Черный лебедь. Вариант" (бронза, камень, литье),
рисунок,
рисунок

All right reserved © 2006-2015