Товарищество передвижных художественных выставок.
XXI век (Санкт-Петербург)

     
 
Главная
Галерея
Статьи
Выставки
Новости
Музыка и стихи
Контакты

 

Статьи

Устинов Е.А.

"Пушкинский венок" Евгения Устинова - это лебединая песня поколений поэту. Приходится признать - уже вряд ли когда-нибудь появится мастер, способный так разносторонне понимать и представлять в своих образах величайшую звезду русской поэзии. Изменившийся ритм жизни, резкая смена интересов общества, слом информационных и образовательных институтов государства, наконец, литературная безграмотность целых слоев населения, с одной стороны, не способствуют возникновению шедевров, а с другой - не дают им найти своих достойных ценителей. Уходит из души русского человека пушкинская музыка, а вместе с ней и сам русский человек.

Среди триады великих мастеров Пушкинианы - композитора Георгия Свиридова, скульптора Михаила Аникушина и художника Евгения Устинова - имя последнего известно не так широко. Евгений Алексеевич родился 16 января 1928 года в Москве. В 1943-48 гг. учился в Московском художественно-промышленном училище им. М.И.Калинина.

В 1949-55 гг. продолжил образование на художественно-графическом факультете Московского художественного института им. В.И.Сурикова (мастерские Е.И.Кибрика, Ю.П.Рейнера и В.Н.Бакшеева). Освоив практически все известные техники графики и, обогатив себя основательным опытом в каждой, он стремился везде исключать любую возможность для небрежности. Эта обязательность характерна также и для его живописных и скульптурных произведений.

Как настоящий реалист Е.Устинов не держится строго каких-то определенных традиций этого направления. Его художественный метод прост, понятен и оправдан необходимостью создавать многогранный образ поэта и его времени. Вынашивая замысел очередного произведения, Устинов рассматривает не только самые разные варианты композиционного и живописно-пластического решения, но и возможные к случаю техники и виды искусств.

Задумчиво мечтательный Пушкин представлен скульптурным портретом (дер., тонир.); романтические и нежные отношения поэта и Натали связаны кружевом маньчжурского ореха в знаменитой работе "Пушкин с женой в саду" (бум., маньч. орех, 1998); трагические минуты жизни запечатлены в живописных произведениях.

Исключительный случай в изобразительном искусстве последнего времени являет собой работа "Рисунки в альбом Ушаковых" (бум., гуашь, 1997). Так верно, в смысле единства живописного и психологического, давно не давалась нашему искусству радость как коллективное чувство. Все персонажи в этой работе - молодой поэт, Екатерина и Елизавета Ушаковы- объединены композиционно и психологически. Использована схема размещения вокруг стола. Одна из героинь - Елизавета- возвышается над остальными. Внимание сестер сосредоточено долгожданным действием - сам Пушкин, вероятный жених Екатерины пишет им в альбом. Его лицо напрямую не выдает улыбку, но направляет эмоции девушек. Живая и непосредственная Екатерина радуется просто и непринужденно, лицо ее сестры вместе с улыбкой отражает налет легкой грусти. Цветовые акценты расставлены сразу в нескольких местах и это несколько снижает живописные достоинства произведения, хотя и добавляет ему нарядности и привлекательности.

Уже этот поверхностный анализ показывает, что Е.Устинов не просто иллюстратор биографии своего кумира, каковым может показаться по обилию в своих произведениях сюжетов из жизни Пушкина. Устинов смело и решительно использует все доступные ему возможности: интимный "разговор" с музой мастерски представлен в рисунке "Лежащий Пушкин" (бум., угольный карандаш, 1987). Городской период жизни показан пейзажными планами Петербурга. Пушкин представлен и в собственных образах и в героях своих творений (серия "Борис Годунов" бум., карандаш, акварель, 2005 и др.) Среди работ есть и многочастные (триптих "Венчание" бум., карандаш, 1979).

Особо следует сказать о цикле произведений на темы пушкинских сказок. Все известные ранее иллюстрации к сказкам прошли через детство не одного поколения и потому являются своего рода признанным уровнем мастерства. Устиновская серия столь же убедительна силой образных характеристик. Роковая Шемаханская царица, блистающие золотом города-острова и другие образы запоминаются всем и сразу, ложась под строки знакомых сказок.

В пушкинскую тему Е.Устинов внес и еще один, уже исключительный по значимости вклад. Он ввел в художественный оборот образы известных лиц из окружения поэта, чьи имена были почему-то обойдены в изобразительном искусстве. К упоминавшимся Ушаковым необходимо отнести дядю поэта, Василия Львовича Пушкина, известного литератора и московского друга П.В.Нащокина, лицейского товарища В.Кюхельбекера и других. В рисованном "Портрете П.Нащокина" (бум., уголь, 2001) уловлено минутное настроение непостоянного и сложного характером современника гения.

Все произведения этой главной для художника темы имеют одну устойчивую характерность - они несут просветление. Образы творца русской поэзии у Устинова не похожи на Мефистофеля или Демона, как это случается у других мастеров. Они идут рядом с жизнеутверждающим творчеством поэта.

Наследие Е.Устинова не ограничивается интересом к "светочу поэзии". Лучшие живописные работы, а ими можно считать "Портрет Е.Тарковской" (х.м.), "Боковские яблоки" (х.м., 1992), "За вышиванием. Портрет сестры" (х.м.), "Деревня Сухово" (х.м., 1996), "Портрет Володи Снежкова" (к.,м.,1948) выдают старую проверенную школу. Написанные в свое время, они живут этим временем, но при этом не кажутся отжившим искусством. Живописно-пластическое и образно-смысловое единство отличает лучшую из этих картин - "Портрет Е.К.Тарковской", принуждая проникнуться уважением к искусству мастеров старой русской школы.

Евгений Устинов - член Союза художников России с 1964 года, кавалер Ордена Почета и медали Серебряная Звезда ("Общественное признание").

Его произведения хранятся в Литературном музее А.С.Пушкина в Москве, в музейных собраниях Саранска, Тамбова, Малоярославца, Боровска, Магадана, Ростова-на-Дону, музеях-усадьбах Остафьево и Захарово и др.

Валерий Выборжанин

All right reserved © 2006-2015